Подготовка к школе

Написано 9 октября, 2015 в категории Здоровье Просмотров: 8 379

   Как заведено, в первый день осени дети идут в школу, нетерпеливо предвкушая встречу с одноклассниками и знакомство с вновь пришедшими учениками. Но проходит неделя, и от радостного настроя не остается и следа.  Ребёнок уже не рвется по утрам в школу, жалуется на усталость и головную боль. Что произошло?

   Синдром 1 сентября. Специалисты уверены – речь идёт о так называемом синдроме первого сентября, которому в большей или меньшей подвержен каждый школьник. Психологическое состояние  усугубляет тот факт, что перерыв в занятиях был таким длительным. Вспомните свои школьные годы или поверьте психологам на слово – это настоящий стресс для ребенка возвращаться в школу после летних каникул. Что его вызывает?

  1. Тревога, что ребенок забыл весь учебный материал, который был успешно пройден в предыдущем классе.
  2. Страх, что одноклассники и новые соученики по какой-то причине отвергнут его.
  3. Переживания, связанные со встречей с уже знакомыми учителями и знакомством с новыми преподавателями.
  4. Опасение потерять любовь родителей из-за плохих отметок.
  5. Ужас от расставания с родителями и другими значимыми взрослыми (этим переживаниям особенно подвержены первоклассники).

   Адаптационный период. После напряженной работы во время учебного года летнее безделье расслабляет ребенка. Контроль родителей за его режимом дня также снижен. Родители не требуют, чтобы он рано ложиться спать и рано вставать. Ему не нужно ежедневно делать домашние задания, а можно целыми днями гулять или играть с друзьями. Плюс, как правило,  именно в период летних каникул взрослые стараются организовать для всей семьи интересную поездку на море, в другую страну.

   Дети быстро привыкают к такому расслабленному ритму жизни. Зачастую взрослые уверены в том, что детская психика очень гибкая  и ребенок сможет быстро перестроиться. Мох, хватит 2-3 дня, чтобы от летнего ничегонеделания перейти к строгой  школьной дисциплине.

   Знайте, что на самом деле этот период занимает от 2-3 недель до полутора месяцев!  Всё зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста.

   Чаще всего трудности адаптационного периода испытывают меланхолики. Ребенок с таким темпераментом легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на происходящее. Также и холерикам перестройка дается с трудом. Такие дети порывисты, способны отдаваться делу со страстью, преодолевают трудности, но в то же время неуравновешенны, склонны к бурным  эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

   Кроме того, обратите пристальное внимание на первоклассников и учеников 5-го и 10-го классов, когда дети из начальной школы переходят в основную, а потом в среднюю. Им приходится привыкать не только к смене режима и увеличению нагрузки, но и к появлению дополнительных предметов и новых учителей. Для этого им потребуется много времени – до полутора месяцев.

   Также в группе риска относятся дети, имеющие хронические заболевания. И те, кто перегружен дополнительными занятиями (музыкальные, художественные школы, секции, кружки).

   Подготовка к новому учебному году. Она должна начаться… во время летних каникул. Да, свежий воздух, подвижный образ жизни, ягоды и фрукты и море положительных эмоций – обязательная часть программы подготовки к новому учебному году.

Вторая составляющая успешной адаптации – соблюдение режима. Как минимум за 2 недели до 1 сентября начинайте укладывать ребенка спать на 10 минут раньше. И на утро разбудите его на 10 минут раньше. Ежедневно сдвигая график его сна, к началу учебного года вы сможете выиграть более двух часов.

Первый раз в первый класс. Лето – идеальное время для увеличения физической активности ребенка.  Но наступает 1 сентября, и его вольная жизнь подходит к концу: с утра и до обеда он вынужден сидеть на уроках в душном помещении. Результат: головная боль, утомляемость, общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушение сна и эмоциональная нестабильность ребёнка.

Для первоклассников смена режимов – большой стресс. Поэтому в сентябре не загружайте детей дополнительными занятиями, пусть они много гуляют, не старайтесь загрузить их физически, записывая в спортивные секции.

Экстренно начатые закаливающие процедуры приведут к обратному результату. Если эмоциональный стресс от смены режима, который вызывает снижение иммунитета, сопровождается дополнительными физическими нагрузками, детский организм может с ними справиться.

Посвятив сентябрь адаптации, в октябре можно заняться укреплением мышечного корсета и компенсацией гиподинамии. Танцы, единоборства, гимнастика и хореография – все это будет способствовать укреплению мышц, формирующих осанку. Если у ребенка неправильная осанка, ему показаны плавание и лечебная физкультура.

Средних и старших школьников научите произвольно напрягать и расслаблять мышцы. Это улучшает межмышечную координацию, активизирует обменные процессы в скелетной мускулатуре. Как правило, дети стесняются делать такую зарядку на перемене. Статические упражнения почти не заметны, их можно делать из любого исходного положения, воздействовать на все крупные мышечные группы. Чередуя статическое напряжение (3-5 сек.) и расслабление разных мышц, активизируется кровообращение головного мозга, верхних и нижних конечностей.

Комплекс упражнений.

  1. Сядьте ровно, вытяните руки на столе (ладони на столешнице). Надавите ладонями и предплечьем на стол. Выполняйте движение двумя руками одновременно или поочередно.
  2. Уберите кисти под стол, давите ими стол снизу вверх.
  3. Сидя на стуле, надавите пятками в пол.
  4. Сидя на стуле, напрягите ягодицы.
  5. Сидя на стуле, на выдохе напрягите мышцы брюшного пресса.

Выполняя каждое упражнение, сохраняйте напряжение 3-5 сек., а затем расслабьте мышцы.

Здоровье школьника. Детский организм, отвыкший за лето от серьезных нагрузок, не желает резко перестраиваться. Происходит слом регулирующих механизмов, снижается иммунитет, и ребенок становиться восприимчивым к вирусам и бактериям, начинает болеть. Многие родители не принимают жалобы своих детей всерьез и подозревают в стимуляции.  Между тем, часто у ребёнка действительно что-то болит из-за сильного напряжения в школе, страха и тревоги. Психологическое истощение является также причиной психосоматических заболеваний, например, язвенная болезнь желудка, нейродермит, бронхиальная астма, заболевания сердечнососудистой системы, язвенный колит и т. д.

Питание. Важно, чтобы питание ребёнка было регулярным и разнообразным, содержало белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Недостаток одного из компонентов может привести к задержке роста и развития.

К режиму питания следует отнестись также серьезно, как и к выбору продуктов. Если школьник ест, как придется, не соблюдая режима, даже самые полезные продукты не принесут желаемого эффекта. Нерегулярное питание нарушает работу органов пищеварения, что может стать причиной возникновения ряда желудочно-кишечных заболеваний – гастрита, язвенной болезни, колита. Наиболее подходящий школьнику режим – 4-5-разовый приём пищи. Причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Не допускайте, чтобы ребёнок шёл в школу, не позавтракав, иначе первые два урока он будет голодным, а старшеклассники и все 3-4 урока. К тому же это нарушает деятельность центральной нервной системы, снижает работоспособность и приводит к быстрому утомлению.

Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Поделиться с друзьями:

Напишите свой комментарий:

Вы должны войти для комментария.