Тренируем память с детства

Написано 31 мая, 2015 в категории Обучение,Развивалочки Просмотров: 333

   Умных людей с плохой памятью не бывает. Вот почему так важно её тренировать. Причем  делать это нужно чуть ли не с рождения. Память у детей очень гибкая, и её можно и нужно развивать. Мозг ребенка растет, к  7 годам, когда этот процесс частично завершится, ребёнок  способен узнать и запомнить огромный массив информации. Причем, чем больше малыш будет заучивать, тем легче ему  будет это даваться. И тем легче ему будет потом – сначала в школе, потом в вузе.

   С пеленок. Уже в месяц малыш привыкает к определенной позе во время кормления и, оказавшись в ней, начинает воспроизводить сосательные движения. К трем-четырем месяцам младенец может сохранять в памяти значимые для него образы. А к полугоду способен узнавать лица, предметы, у него появляются первые страхи. Например, может заплакать, увидев человека в белом халате, потому что когда-то тот сделал ему больно во время осмотра или процедур.

Задачки для родителей. Разговаривайте с малышом с самого рождения. Пойте песенки, рассказывайте об окружающих предметах. Каждый раз, отправляясь в гости или на прогулку, постарайтесь привлечь внимание крохи к какому-нибудь новому объекту. Расскажите о нем, покажите, как он двигается, сымитируйте звук, который он издает («Это качели, они качаются – вот так – и поскрипывают – скрип-скрип»), дайте его потрогать. С 7-месячным ребенком уже можно поиграть в прятки: положите игрушку под лежащую перед ним пеленку и попросите найти. В 8 месяцев давайте ему рассматривать картинки в книжках, в 9 – играйте в пальчиковые игры.

   1-3 года. В этом возрасте активно развивается двигательная память: малыш запоминает различные движения и действия. С ним можно и нужно танцевать, играть в подвижные игры, рисовать, лепить, переливать воду, перебирать, пересыпать горох, фасоль, крупу, играть на барабане или игрушечном пианино.

Игры-запоминалки. Обсуждайте с ребёнком все, что происходит вокруг,  –  что видели на прогулке, ели на обед, с какими игрушками возились во время купания. Учите стишки, разгадывайте загадки, находите отличия на двух похожих картинках. Как можно больше читайте, объясняя смысл незнакомых слов. А после прочтения не забывайте спросить, что было в книге, кто что делал, как выглядели персонажи, чем всё закончилось и т. д.

  • «Что пропало?» Положите на стол три игрушки. Пусть ребёнок посмотрит на них, а затем отвернется. Вы убираете одну, а малыш поворачивается и говорит, что пропало. Более сложный вариант – не убирать игрушки, а менять их местами. Задача ребенка – вспомнить, в каком порядке они лежали изначально.
  • «Найди меня!» Склейте несколько спичечных коробков. В один на глазах у ребенка положите бусину или пуговицу, со словами «абракадабра» накройте ящичеки на несколько секунд салфеток, а затем попросите отыскать спрятанный предмет.
  • «Вспомнить все» Покажите малышу несколько картинок (начинать можно с одной-двух) затем уберите их  и попросите сказать, что было нарисовано. Более сложный вариант – не только назвать предмет, но и описать его.

    3-6 лет. Больше никогда память не будет развиваться так интенсивно. Ребенок 3-6 лет задает множество вопросов и впитывает информацию, как губка. Именно в этом возрасте рекомендуют начинать изучение иностранного языка. Кроме того, непроизвольное запоминание постепенно сменяется произвольным. Малыш уже сознательно ставит перед собой цель запомнить что-то – например, выучить стих к утреннику. Но как это сделать, он пока не знает. «Повторяй за мной», «Давай прочитаем ещё раз», «А что дальше?»  –  это направляет ребенка.

Игры-запоминалки. Разговаривайте с малышом и развивайте его тактильную память, пусть запоминает ощущения от прикосновения к различным предметам.

  • «Узнай меня!» Завяжите ребенку глаза и поочередно кладите ему в руку разные предметы. Пусть сам догадается, что это за вещь. После того как будут обследованы 3-5 предметов, попросите назвать их в том порядке, в каком он их трогал.
  • «Делай, как я». Встаньте за спину ребенка и проделайте несколько манипуляций: поднимите его ногу, разведите в стороны руки и т. д. А потом попросите повторить движения самостоятельно.
  • «Волшебные слова». Придумайте 10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например, лес – ёлка, тело – рука, апельсин – лимон и т. д.  Повторите слова 3-4 раза, интонационно выделяя пары. Затем назовите малышу первые слова пар, вторые он должен вспомнить.
  • «Магазин». Вы «отправляете» малыша в магазин, чтобы купить картошку, молоко, хлеб… (всего 5-10 наименований). Потом нужно превратиться в продавца. Чем больше он вспомнит слов, тем лучше.

   6-9 лет. Младшая школа – первое серьезное испытание для памяти, и сейчас с ребенком нужно заниматься ещё больше. Только избегайте замечаний вроде: «Почему ты ничего не помнишь? Тебе же в школе объясняли!». Лучше повторить материал ещё раз.

Игры-запоминалки. Разучивайте с ребенком скороговорки.  Они тренируют память и развивают дикцию – это важно для самооценки.

  • «Цифровая путаница». В произвольном порядке напишите несколько цифр – например, 1, 5, 7, 2, 4, 8. Попросите ребенка их запомнить, а затем закройте числа. Задача школьника – не просто назвать их в правильном порядке, но и ответить на вопросы. Например, какая цифра находится справа от двойки, какая – слева от восьмерки, сколько получится, если сложить первые две цифры?
  • «Какой, какая, какое?»Напишите несколько слов, которые  часто используются в обиходе («каша», «щетка», «портфель» и т. д.) и попросите ребенка придумать для каждого определение («каша вкусная», «щетка жесткая» и т. д.). Затем выпишите определения на бумаге и проверьте, сможет ли ребенок, не подсматривая, написать рядом исходные слова. Наверняка ребёнку захочется вскоре перейти и к необычным, красивым словам литературного языка.
  • «Фото на память». Попросите ребенка заглянуть в шкаф и «сфотографировать» предметы, которые находятся на одной из полок. А затем пусть закроет глаза и перечислит все, что удалось запомнить.
  • «Бездонный мешок». Чем больше игроков, тем лучше. Взрослый начинает: «Я положил в мешок яблоки». Один из игроков повторяет сказанное и добавляет что-то своё: «Я положил в мешок яблоки. И груши». Следующий повторяет фразу целиком и тоже добавляет что-то от себя и т. д., пока кто-то при перечислении содержимого мешка не допустит ошибки.
  • «Переодевалки». В эту игру лучше играть втроем, а то и впятером. Надо запомнить облик ведущего. Затем он выходит за дверь и, например, расстегивает верхнюю пуговицу нарубашке или надевает пояс. Задача игроков – сказать, что изменилось.

 Лучшая пища для памяти – каши, орехи, бобовые, жирная рыба, растительное масло, печень, молочные продукты.

    9-12 лет. Активно развивается логическая память, а механическая, напротив, угасет. То есть ребенок более осмысленно подходит к изучению материала, но становится сложнее запомнить вещи, которые нужно просто запомнить.

Тренировки по-взрослому. Можно превратить в игру запоминание длинных списков слов, букв, цифр. Для этого научите ребенка искать ключевые слова, символы, понятия и привязывать к ним остальные. (Например, пальто, шуба, шорты, платье, одежда;, ключевым будет «одежда». Сначала верхняя – пальто, шуба, потом остальное). Важно показать, что систематизировать ( а значит, запомнить) можно все.

  • «Чудной рассказ».  Назовите не связанные между собой слова (крокодил, лента, поляна, рубашка и т. п.), их надо объединить в рассказ и живо его вообразить. Ребенок изумится: благодаря необычным событиям рассказа, он сможет воспроизвести любое количество предложенных слов (10, 20, 50…).
  • «Сложнее не придумаешь». Напишите несколько длинных слов (пульверизатор, демобилизация и т. п.). Пусть ребенок прочитает их, повторит, не подглядывая, и напишет сам.
  • «Ассоциации». Называйте любые слова и попросите ответить на каждое своим, первым пришедшим в голову. А затем вспомнить слова, которые вы называли.

 Для развития памяти нужно поддерживать активность максимального количества зон коры головного мозга. В этом помогут, казалось бы, посторонние занятия:

  • Размешивать сахар в чае другой рукой, по чаще перекладывать предметы из одной руки в другую.
  • Во время прогулок обращать внимание на звуки – прислушиваться к шуму машин, звуку шагов, воспроизводить обрывки разговоров.
  • Время от времени делать что-либо с закрытыми глазами.
  • Хотя бы в день 10-15 минут слушать классическую музыку.
  • Читать слова наоборот.
  • Время от времени «рисовать» кончиком носа геометрические фигуры.
Рейтинг:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading ... Loading ...

Поделиться с друзьями:

Напишите свой комментарий:

Вы должны войти для комментария.